Методы дрессировки собак

В процессе дрессировки на собаку действуют различные раздражители: команды и жесты водителя, раздражители из окружающей среды, запах и вкус лакомства, запах тропы, запах взрывчатых веществ и наркотиков. Впоследствии в качестве раздражителя на собаку выступает и помощник, участвующий в выработке привычки к защите и другие. Также влияет физиологическое состояние собаки, чувство голода, дискомфорт при болезни и т. Д..
Каждый проводник обязан организовывать тренировки своей собаки с учетом этих факторов и подбирать стимулы в зависимости от цели, которую он хочет достичь. Выбор тех или иных раздражителей, которые используются для стимулирования необходимых действий у собаки, а также для их коррекции и последующих стимулов, определяет метод обучения..
Следует учитывать тот факт, что при выработке той или иной привычки обычно используется не один метод, а набор методов обучения, подобранных в соответствующей методике..
Каждый проводник должен хорошо знать методы дрессировки и правильно использовать их для развития у собаки необходимых привычек..
Хорошими методами и не очень талантливый человек может на многое. А плохими методами гений будет работать зря и не получит ценных точных данных (Павлов). Эти слова Павлова показывают необходимость глубокого знания методов обучения и правильного их использования на практике..
Метод дрессировки — это набор способов, которыми дрессировщик развивает у собаки необходимые привычки. Дрессировщик обязан умело выбрать способы или средства воздействия на собаку определенных раздражителей с учетом определенного режима упражнений..

Типы методов, используемых при дрессировке собак, и их плюсы и минусы:

— Механический;
— Улучшает вкус;
— Контрастный;
— Поиск;
— Поощрение;
— Подражательный;

Механический метод — использует механические раздражители, которые помогают выстраивать форсированные двигательные реакции: сидение, лежа, стоя, ходьба, ползание, прыжки и т. Д..

Например: команда “Садиться” сопровождается давлением рукой в ​​области крупа собаки и легкими рывками поводка вверх и назад. Многократное повторение этих упражнений приводит к формированию командного рефлекса. “Садиться”.
Механические воздействия часто причиняют собаке в той или иной степени большую боль, и она вынуждена выполнять защитные движения. На основе защитных рефлексов у собаки вырабатываются многие привычки общего дисциплинарного и особого значения: условный рефлекс команды. “Нет” запрет, агрессивность, злоба, собак приучают искать человека по его следам и т. д..
Используемые помощником механические раздражители / удары палкой / возбуждают собаку и заставляют ее активно стремиться атаковать человека. Если механическое воздействие производит проводник, то собака обычно проявляет пассивно-защитную реакцию..
Положительные стороны метода быстро вырабатывают необходимую привычку; простота эксплуатации легко достигается.
Недостатки метода: низкая заинтересованность собаки в работе, не все привычки, необходимые для обслуживания, можно выстроить с помощью этого метода, высокая нагрузка на нервную систему / при интенсивном использовании механического метода быстро возникают утомляемость, угнетенность собаки, пассивность, трусость /, что затрудняет или делает невозможным развитие необходимых привычек. Часто вызывается недоверие собаки к хозяину, нарушение контакта между проводником и собакой. Поэтому дрессировщик обязан умело использовать механический метод, избегая частых продолжительных болей и учитывая индивидуальные особенности собаки..
Метод поощрения вкуса — впервые применен гидом русских художников В.Л. Дуров.
Суть этого метода сводится к тому, что действие условных раздражителей подкрепляется подачей пищи / лакомства / животному, обычно в виде небольшого куска мяса, гранул и т. Д..
Например: при развитии привычки собаки сидеть по команде, проводник в качестве стимула использует угощение в руке, подаваемой над головой собаки, и в качестве стимула в комплексе с командой. “хороший” также дается угощение. Таким образом собаку учат лаять по команде..
Пищевой раздражитель (деликатес) может быть использован для того, чтобы вызвать у собаки определенные движения с последующим подкреплением в дороге..
Например: комбинация команды “Мне” с демонстрацией угощений, и когда собака приближается к проводнику, еда прячется. Это развивает у собаки привычку приближаться к проводнику по команде. При обучении собаки прыгать через препятствие ей может быть предложено прыгнуть с угощением..
Метод поощрения вкуса используется для развития у собаки общих дисциплинарных и особых привычек, таких как обслуживание объекта, выбор объекта в соответствии с заданным запахом. Некоторые собаки привыкли устранять запах человека с помощью пищевых раздражителей..
Положительные стороны метода — усиление необходимой связи (контакта) между проводником и собакой; условные рефлексы вырабатываются относительно быстро и хорошо сохраняются; высокий интерес собаки к работе; меньше угнетения нервной системы собаки.
Отрицательные стороны метода — невозможно развить у собаки все необходимые служебные навыки с преобладающей специальной целью; не достигается полного сбоя в работе собаки; метод неэффективен при обучении собак со слабо развитой пищевой поведенческой реакцией.
Контрастный метод — практика показывает, что наибольшие результаты в дрессировке собак достигаются при применении контрастного метода..
Он заключается в том, что механические раздражители используются как поддержка и коррекция, так и как побудительное лечение / в комплексе с командой. “хороший”/.
Например: учат собаку сидеть по команде, используя давление на круп и подтягивая поводок вверх и назад, и после того, как собака выполнит команду, ее поощряют угощением. В этом случае пища и механические / болевые / раздражающие вещества по своему биологическому значению противоположны, контрастируют.
Выполнение необходимых действий поддерживается пищей, несоблюдение сопровождается болевыми ощущениями. При повторении этих условий у собаки быстро вырабатываются необходимые привычки и собака остро реагирует на сигнал водителя..
Этот метод представляет собой комбинацию механического метода и метода улучшения вкуса и сочетает в себе их преимущества. Однако очень важно правильно сочетать механические и пищевые раздражители. Если механический стимул слабее, чем последующее действие пищевого стимула, то механический стимул будет оказывать меньшее воздействие каждый раз, и собака будет в первую очередь искать пищу. Чтобы избежать этого, всегда следует принимать во внимание степень реакции на боль и пищевой раздражитель и создавать такие условия, при которых механический раздражитель может превзойти пищевой раздражитель. Действие в исполнении собаки сопровождается лаской лаской.
Положительные стороны метода — быстро вырабатываются необходимые привычки; поддерживает и укрепляет контакт между проводником и собакой; сбой достигается при работе с собаками с хорошо развитой поведенческой реакцией.
Недостатки метода — низкая эффективность при дрессировке собак с недоразвитой пищевой реакцией; использование контрастного метода в дрессировке должно избегать частого чередования противоречивых воздействий на собаку; резкое столкновение защитных и пищевых рефлексов приводит к неврозу у собаки и сокращению ее работы; необходимо соблюдать определенный режим упражнений.
Метод поиска — в нем в качестве подкрепления и исправления используется любимый объект поиска или объект, к которому собака имеет наибольший интерес / поведение поиска /, а в качестве награды используется любимый объект собаки / игрушка /..
Положительные стороны метода — достигается чрезвычайно высокая активность и интерес собаки к работе; большинство особых привычек можно развить только с помощью этого метода; меньшее угнетение нервной системы животного.
Преимущества метода — метод не эффективен у собак с недостаточно развитой поисковой поведенческой реакцией..

Читайте также:  4 Количество одичавших свиней с африканской чумой в Добричской области

Метод стимулирования — в качестве поддержки и коррекции используются стимулы из среды / среды /, а также как побудительная команда “хороший”.
Например: при выработке привычки преодолевать препятствия проводник и собака приближаются к низкому препятствию после короткого бега. Естественная реакция собаки — перепрыгнуть через это препятствие (конечно, если оно не слишком высокое)..
Положительные стороны метода — меньшее угнетение нервной системы собаки; быстро выработать привычку.
Недостатки метода — не все привычки можно развить таким образом..
Подражательный метод — собака развивает подражательное поведение по отношению к другой собаке, человеку или группе животных. Этот метод основан на врожденном инстинкте подражания животного. Достаточно, чтобы одна собака начала лаять, а другие соседние собаки начали реагировать лаем. Имитационный метод успешно применяется при обучении собаки преодолению препятствий, плаванию, хватанию за одежду помощника, агрессивному нападению на прохожего / задержание /, проявлению голосовой реакции (лай) по команде и т. Д..
Имитационный метод также необходим при проведении дрессировки щенков..
Положительные стороны метода — меньшее угнетение нервной системы собаки; быстрая выработка начальных условных рефлексов.
Недостатки метода — эффективен не для всех собак; метод не приводит к улучшению условного рефлекса на привычку; этим методом можно вызвать лишь некоторые условные рефлексы.
Факторы, обеспечивающие качественную / безотказную / работу собаки — в процессе дрессировки важно не только выработать необходимые привычки, но и усилить до безупречной работы собаки по первому сигналу водителя. Только в этих условиях собак можно использовать на вооружении..
Качество работы собаки зависит от многих факторов. К ним относятся такие, как соблюдение порядка условных рефлексов, должный учет влияния раздражителей из окружающей среды и внутреннего состояния организма, строгое соблюдение методики выработки привычек, умелое использование принуждения в обучении и наставничестве собаки, запрет и поощрение и т. д..
Принуждение — заключается в умелом и своевременном применении преимущественно механических раздражителей, которые заставляют собаку выполнять необходимые действия по сигналу..
Например: если команда “садиться” собака не реагирует, ее похищает другое животное, проводник повторяет команду повышенным тоном и энергично надавливает рукой в ​​области крупа. Собака принимает сидячее положение в ответ на физическое воздействие. Это защитная реакция в пассивной форме. Команда с повышенной интонацией приобретает значение условного принуждения. Таким образом, принуждение связано с усилением интонации по команде и увеличением силы механических раздражителей. Такие воздействия следует применять с осторожностью, учитывая индивидуальные особенности поведения собаки. Если часто используется угрожающая интонация, то не всегда будет ответ на простую команду, будет выработан рефлекс только на угрожающую интонацию голоса..
Запрет — используется для предотвращения нежелательных действий собаки и использования ее в служебных целях..
Например: когда собака нападает на животных, прохожих, обращается к запаху отходов и т. Д. Следовательно, необходимо выработать устойчивый тормозной рефлекс команды. “Нет”. Сочетается с механическим безусловным раздражителем (легкие толчки и подергивания). Это следует использовать в то время, когда собака выполняет действие, нежелательное для проводника, а не после того, как собака выполнила это действие. В этих условиях команда “Нет” становится условным сигналом прекратить действия собаки и отсрочить попытки определенных побочных эффектов, т.е. приобретает значение условного пресечения (разновидности) дифференциации задержания.
Поощрение — используется как средство для усиления правильных действий собаки. Под “поощрение” в некоторых случаях мы поймем использование подкреплений, т.е. безусловные стимулы, которые вызывают конкретную биологическую реакцию, специфичную для животного.
Эти поддерживающие стимулы: еда, поглаживание определенных частей тела (грудь, шея и спина), дающие собаке возможность схватить и потянуть за верхнюю одежду помощника при развитии злого умысла и, в конечном итоге, после поиска следов запаха..
Если подкрепление в виде еды и поглаживания сочетается с предварительным произношением команды “Ладно” с лестной интонацией, то в таких сочетаниях командуйте “Ладно” становится сигналом положительных эмоций собаки.
В некоторых случаях некоторые хендлеры считают, что позволить собаке быть на свободе — это стимул для собаки. Это придает собаке способность понимать намерения водителя. В некоторых случаях собака выполняет другое действие и не всегда понимает, что это стимул..
Отстранение собаки от работы позволяет работать определенным группам нервных клеток, которые работают с напряжением. Так как после перерыва активно действует по тому или иному сигналу водителя..
На практике при дрессировке необходимо правильно подбирать методы дрессировки в зависимости от индивидуальных особенностей собаки, стадии развития привычки и характера самой привычки..
Например, при дрессировке маленьких щенков для выработки исходного условного рефлекса сидения по команде хорошо использовать метод стимуляции вкуса. По мере роста собаки и развития привычек мы переходим к контрастному методу, а в процессе доведения привычки до беспроблемного выполнения в сложных условиях окружающей среды переходим к механическому методу. Когда нервная система собаки подавлена, включается метод стимуляции вкуса или метод привлечения..

Читайте также:  Grusswort des sasho raichev - vorstandsvorsitzenden der vdd - associate group bulgarien

Автор статьи: Инспектор полиции Младен Петров.

www.d-rtsonev.info

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вести с клевых мест !